100 дней до 100
1929 1929. Отказ от НЭПа, «закон о невозвращенцах» и усиление руководства физкультурным движением

1929 год был объявлен Сталиным «годом великого перелома на всех фронтах социалистического строительства» . В статье, опубликованной в газете «Правда», вождь провозгласил окончательный отказ от политики НЭПа и курс на насильственную коллективизацию и «ликвидацию кулачества как класса». 21 ноября этого года принят «Закон о невозвращенцах» . Должностные лица,перебежавшие в лагерь «врагов»за границей и отказавшиеся вернуться в СССР, обвинялись в государственной измене и карались высшей мерой уголовного наказания — расстрелом с конфискацией всего имущества, а при смягчающих обстоятельствах — лишением свободы на срок 10 лет с конфискацией всего имущества.

23 сентября 1929 года Центральный комитет ВКП(б) признал работу по распространению физической культуры в стране неудовлетворительной. Говорилось о слабом вовлечении рабочего класса в физкультурное движение, отсутствии генеральной линии. Для усиления государственного руководства физкультурным движением был создан Всесоюзный совет физической культуры при ЦИК СССР. Между тем, укрепились позиции физической культуры в средних и высших учебных заведениях: в школах ввели новые программы по физвоспитанию, а с осени 1929 года физическое воспитание было введено в качестве обязательного предмета во всех вузах.

Что проиcходит в 1929 году в ГЦИФК? К концу 1929 года в институте оформились кафедры теории и методики физических упражнений, педагогики, врачебного контроля, физиотерапии и врачебной гимнастики, анатомии. Созданы лаборатории физиологии, психологии, врачебного контроля. Стали преподаваться новые дисциплины – высшая математика, кардиология, политэкономия, научная организация труда, научный контроль, иностранные языки, военное дело и др.

Расширилась материально-техническая база института: на стадионе появились 100-метровая и 400-метровая гаревые дорожки, 4 теннисные площадки, футбольное поле, военно-гимнастический городок, тир, залы тяжелой атлетики, художественной и ритмической гимнастики, военный кабинет, столярная мастерская. У института появилось собственное общежитие на 305 мест.

Этот проект был бы невозможен без деятельной помощи и сердечного участия Историко-спортивного музея в лице его директора Елены Ивановны Сидоровой и ее сотрудников.  Предоставленные музеем книги, газеты и редкие документы, дополненные рассказами и комментариями хранителей музея,  помогли составить максимально полное представление о том, что происходило в ГЦОЛИФК в тот или иной год. А уникальные фотографии из архива музея позволили заглянуть в прошлое и прочувствовать атмосферу каждого десятилетия.