100 дней до 100
1932 Год 1932: страшный голод и большая стройка

1932 год выдался для страны страшным – обширные регионы охватывает массовый голод, который продлился до 1933 года и унес жизни около семи миллионов человек – в разы больше, чем Первая мировая. Причины голода – нехватка трудовых ресурсов (основная масса крестьян выселена в отдаленные регионы либо бежит в города) и беспрецедентные потери зерна при его уборке. И запасов «на черный день» у крестьян не осталось – в рамках « заготовки посевных материалов» для колхозов у них отобрали все продукты питания (зерно, картофель и т. д.), а в ходе принудительных хлебозаготовок – весь хлеб.

Бригадный метод обучения
Бригадный метод обучения

Тем не менее, в стране полным ходом идет строительство социализма и собственно стройка. Не обошла она и ГЦИФК: в 1932 году построен новый учебный корпус, а в заповеднике «Лужки» на берегу Оки, куда институт выезжал на лето, появились лыжная и водная станция, спортивные площадки.

Занятие проводит И. Гребенщиков
Занятие проводит И. Гребенщиков

В 1932 году в институте создан Военный факультет и открылась Высшая школа тренеров – среднее специальное учебное заведение с двухгодичным сроком обучения. В школе учились спортсмены-практики, не имевшие достаточных теоретических знаний.

Купание в реке
Купание в реке

Руководство страны все сильнее «закручивает гайки». Как отражение этого, в ГЦИФК вводится полувоенный режим. Студенты обеспечивались единой формой и трехразовым питанием. От них требовалось обязательное посещение лекций, семинарских и практических занятий. На спортивные занятия студенты могли приходить только в спортивной форме, опозданий не допускалось. В студенческих общежитиях строго соблюдались порядок и чистота. В летнем лагере «Лужки» дисциплина была еще более строгой.

Значкисты ГТО
Значкисты ГТО

Теоретические дисциплины в ГЦИФК сначала изучались «бригадно-лабораторным методом»: студенты разделялись на бригады из 4-5 человек и «прорабатывали» учебные задания, затем «бригадир» отвечал за всех. Лекции были отменены, и как метод преподавания их восстановили только в 1932/33 году, тогда же был принят четкий учебный план.